30 мая 2025 года в Министерстве юстиции Республики Казахстан состоялся круглый стол на тему «Пути модернизации современного административного права Республики Казахстан: казахстанский и зарубежный опыт».
Одним из ключевых докладчиков мероприятия выступил главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК, доктор юридических наук, профессор, почётный юрист Казахстана Марат Жумагулов.
В своём выступлении на тему «Административное правонарушение и ответственность: концептуальные подходы к модернизации КоАП РК» эксперт КИСИ обозначил текущие проблемы в применении административных мер в действующем Кодексе об административных правонарушениях и предложил комплексный подход к его обновлению.
Среди озвученных инициатив:
1. Новое понятийное определение административного правонарушения: «Административное правонарушение – это виновное, противоправное деяние физического или юридического лица, нарушающее установленные законом правила, направленные на обеспечение общественного порядка, прав и свобод граждан, и не представляющее значительной общественной опасности, характерной для уголовных преступлений».
2. В части градации правонарушений по степени тяжести:
— незначительное правонарушение (предупреждение или минимальный штраф);
— значительное (штраф до 100 МРП);
— грубое (высокий штраф, приостановление деятельности, конфискация и пр.). Кроме того, дифференциацию санкций по степени общественной опасности, ограничение размеров штрафов, исходя из пропорциональности деяния и экономического положения субъекта.
3. Исключение составов за неконкретизированные нарушения.
Составы правонарушений, ссылающиеся на «нарушение требований законодательства» без конкретизации, к коим можно отнести ст.94, ст.97, ч.1 ст.156, ст.170, ч.1 ст.190-1, ч.1 ст.198, ч.1 ст.199, ст.200, ч.1,6 ст.207, ст.208, ст.211, ст.211-1, ст.341-1, ст.384, ч.1 ст.425, ч.6 ст.559, противоречат принципу законности и правовой определённости (статья 8 КоАП РК);
4. Подход к определению штрафов в зависимости от категории субъекта.
Сегодня административные штрафы зачастую не учитывают экономический потенциал нарушителя. Как следствие: крупный бизнес не чувствует санкций; мелкие предприниматели страдают от несоразмерной ответственности.
Предлагается внедрение пропорциональной шкалы, как в Германии и Финляндии:
— для субъектов МСБ – фиксированные или сниженные ставки;
— для субъектов крупного бизнеса – повышающий коэффициент к МРП;
— для правонарушителей, совершающих повторно административные правонарушения, – увеличенный штраф с учетом принципа правовой определенности, но без криминализации (альтернатива понятию рецидива).
По мнению профессора Жумагулова, модернизация КоАП РК должна опираться на четыре ключевых принципа:
- системное разграничение уголовной и административной ответственности;
- сбалансированное регулирование с учетом степени опасности правонарушения;
- повышение предсказуемости, справедливости и правовой определённости;
- интеграцию административных процедур как формы превентивного и управленческого воздействия.
В работе круглого стола приняли участие видные ученые-юристы, представители академического и экспертного сообщества Казахстана, Узбекистана и России.
Обсуждение, состоявшееся в Министерстве юстиции, демонстрирует стремление к правовому обновлению в соответствии с международными стандартами и лучшими практиками.