Перейти к содержимому
Главная страница » Политика и региональная безопасность: 30 лет Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии

Политика и региональная безопасность: 30 лет Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии

Недавно исполнилось 30 лет казахстанской инициативе по созыву Совещания по мерам доверия в Азии. Официально презентация инициативы Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии была объявлена 5 октября 1992 года с трибуны 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Ключевой целью было достижение многосторонней мирной дипломатии с определением мер по формированию сотрудничества в Азиатском регионе.

Необходимость созыва форума была продиктована появлением политического облика ряда государств и Центральной Азии, которые ожили после распада биполярной системы, и, следовательно, изменением архитектуры региональной безопасности. Поэтому основной целью инициативы Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии являются приоритет мирного урегулирования конфликтов путем реализации превентивной дипломатии в Азиатском регионе и достижение многостороннего сотрудничества в укреплении региональной безопасности и стабильности.

В этой связи следует отметить, насколько конструктивной была сама по себе политика созыва данного форума, насколько многоуровневым был реальный ход реализации предложения. Так, в период с 1994 по 2002 год был проведен ряд заседаний специальной рабочей группы, комитета старших должностных лиц, министров иностранных дел. Только в результате этого появится возможность проведения I Саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (июнь 2002 года).

На сегодняшний день Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (далее – СВМДА) по своим параметрам и значимости уже стало паназиатской диалоговой площадкой. В его состав входят 27 стран континента, еще 8 стран, в том числе неазиатские Беларусь, США, Украина, и 5 международных организаций (ООН, Международная организация по миграции, ОБСЕ, Лига арабских государств, Парламентская Ассамблея тюркских государств) являются наблюдателями. Кроме того, партнерами СВМДА выступают еще 5 организаций – ОЭС, ШОС, Региональная антитеррористическая структура ШОС, Управление ООН по наркотикам и преступности, Ассамблея народа Казахстана. Здесь сосредоточено 60% населения мира и около 40% мирового ВВП по паритету покупательской способности.

Принципы взаимоотношений государств – участников СВМДА совпадают с Уставом ООН и международным правом. Актом СВМДА Алматы закреплены равенство и уважение суверенных прав; мирное урегулирование конфликтов; экономическое, социальное и культурное сотрудничество; невмешательство во внутренние дела других государств; неприменение силы или угрозы силой; территориальная целостность государств; разоружение и контроль над вооружениями; уважение прав человека и основных свобод.

В соответствии с алматинским актом осуществление мер доверия признано основным средством достижения целей СВМДА. В зависимости от сложности взаимоотношений на Азиатском континенте каталог мер доверия и указанные в нем меры носят рекомендательный характер и могут быть применены членами СВМДА в случае их успеха.

Сегодня работа над каталогом мер доверия продолжается. А обновленный каталог мер укрепления доверия, принимаемых на саммите текущего года, будет охватывать новые приоритетные направления сотрудничества, такие как эпидемиологическая безопасность, охрана общественного здоровья и фармацевтика, информационные технологии, борьба с терроризмом.

В целом деятельность СВМДА включает пять «критериев» безопасности. Это военно-политическое измерение; измерение борьбы с новыми вызовами и угрозами; экономическое измерение; экологическое измерение; человеческое измерение. Следовательно, есть все основания считать СВМДА фактически действующим институтом международной политики.

В то же время актуальность современных мировых проблем, грозящих перерасти в кризис цивилизации, вызывает постоянную озабоченность в международной политике. В этой связи, принимая во внимание мировую геополитическую нестабильность, главным требованием сегодняшнего дня является модернизация такого многостороннего совета, как СВМДА, который охватывает и решает вопросы всеобщей безопасности и устойчивого развития. Если так, то изменение внешнеполитической инициативы Казахстана в ранг международной организации СВМДА – не актуальное предложение?

В октябре прошлого года, выступая перед участниками Совета министров иностранных дел СВМДА, Президент Казахстана К. Токаев высказал мысль о том, что СВМДА вполне достойно быть международной организацией, для чего были реализованы все необходимые меры. То есть как организация СВМДА имеет основополагающие документы, руководящие и исполнительные органы, оперативный бюджет и постоянно действующий Секретариат. «Предлагаемое изменение наглядно демонстрирует новую роль Азии в глобальных вопросах. Этот шаг также подтверждает приверженность государств-членов созданию на крупном континенте действительно общей, целостной и всеобъемлющей архитектуры безопасности», – подчеркнул Глава государства.

В настоящее время ожидается, что вопрос о преобразовании СВМДА в новую организацию – Организацию по безопасности и развитию в Азии (ОБРА) будет рассматриваться как один из центральных на VI Саммите совещания, который состоится 12–13 октября этого года. В случае, если данное предложение казахстанской стороны в очередной раз будет поддержано участниками совещания, новая организация, безусловно, будет иметь особое место в международной политике.

Мухит Асанбаев,

ведущий научный сотрудник КИСИ при Президенте РК