17 октября т. г. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев прибыл в город Пекин, где ему был оказан высокий прием. В программе визита запланированы переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином и другими должностными лицами китайского руководства. Помимо этого, К.К. Токаев планирует принять участие в 3-м Форуме международного сотрудничества «Один пояс, один путь».
В 2023 году инициатива «Пояс и Путь» отмечает свой юбилей – с момента оглашения ее в Астане в 2013 году. Для Казахстана, который с первых дней активно участвует в развитии Шелкового пути современности, это также особая дата. Причем надо отметить, что данные совместные усилия приносят серьезный результат для взаимосвязанности Европы и Азии.
Именно работа над транспортной инфраструктурой позволила добиться того, что к сегодняшнему дню контейнерные перевозки между Китаем и ЕС через Казахстан выросли почти в 104 раза.
За десять лет функционирования «Пояса и Пути» по железной дороге между Казахстаном и Китаем перевезли свыше 6,5 млн контейнеров. При этом объемы контейнерных перевозок через Казахстан в направлении Китай – Европа – Китай выросли более чем в 100 раз – с 7,6 тысячи контейнеров в 2013 году до 790 тысяч контейнеров в 2022 году.
Возвращаясь к истории начала проекта, надо заметить, что «Экономический пояс Шелкового пути», впоследствии ставший частью глобальной китайской инициативы «Один пояс – один путь», был воспринят во всем мире с большим энтузиазмом.
Китай предлагает новую модель развития регионов мира за счет развития инфраструктуры. Более того, китайский вариант особенно интересен тем, что Пекин готов и инвестирует в проекты «Пояса и Пути» резервы, накопленные за долгие годы экономического роста.
Казахстан также заинтересован в развитии своей транспортной инфраструктуры в соответствии с высокими международными стандартами. Это дает новые возможности казахстанцам, покрывая огромные территории Казахстана современными маршрутами, а также создает удобные пути для выхода казахстанской продукции на мировые рынки.
Говоря конкретно о реализации Казахстаном и Китаем инициативы «Один пояс – один путь», нужно понимать, что в силу географических факторов пограничная торговля с КНР возможна лишь в нескольких определенных участках. Самым крупным и самым известным из них является пограничный переход «Достык», через который проходят автомобильная и железнодорожная магистрали, создавая транспортный кластер в очень узком месте. Одним из перспективных проектов между Китаем и Казахстаном является расширение этого транспортного кластера, а также интернационализация товаров, проходящих через данный участок. Одним из первых шагов в рамках интернационализации и расширения транспортного потока стало строительство автотранспортного коридора Западная Европа – Западный Китай и проведение железной дороги до Хоргоса.
Сегодня идет работа над запуском нового железнодорожного пути до пограничного перехода «Бакты – Чагучак», что станет еще одним важным фактором для расширения узких мест и создания новых точек развития трансконтинентальной торговли.
Обычно инфраструктурные проекты являются стратегическими и строятся за счет заемного финансирования, как например кредитов, привлеченных от Азиатского банка развития. В Казахстане одним из перспективных направлений для инвестиций считается государственно-частное партнерство в инфраструктурные проекты.
Таким образом, на сегодняшний день Казахстан энергично использует все свои возможности по привлечению капиталов по инициативе «Пояс и Путь», являясь одним из основных маршрутов нового Шелкового пути через Центральную Азию на всем Евразийском континенте.
Адиль Каукенов, главный эксперт КИСИ при Президенте РК