Перейти к содержимому
Главная страница » О предвыборной агитации

О предвыборной агитации

Пожалуй, самой активной фазой избирательного процесса является предвыборная агитация. Порядок ее проведения урегулирован конституционным законом «О выборах в РК». Несоблюдение установленных норм влечет ответственность. В гражданском кодексе об административных правонарушениях предусмотрено целых девять статей за нарушение порядка и условий предвыборной агитации. К примеру, это такие нарушения, как проведение агитации в период ее запрета, воспрепятствование праву вести предвыборную агитацию, нарушение условий агитации через СМИ, нарушение условий проведения опроса общественного мнения, связанного с выборами. Административным нарушением считается также нарушение условий проведения агитации, распространение или изготовление анонимных агитационных материалов и расходование средств, выделенных на проведение предвыборной агитации.

Итак, предвыборная агитация на президентских выборах началась 21 октября и завершилась  в 00.00 часов 19 ноября 2022 года. И на протяжении всего этого дня действовал режим тишины перед выборами. В день голосования 20 ноября 2022 года избиратели получили бюллетень для голосования за кандидата на должность Президента Республики Казахстан.

Обычно агитация осуществляется тремя основными способами: через средства массовой информации, путем проведения публичных предвыборных мероприятий, личных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями, а также путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. В этой связи всем кандидатам был предоставлен минимальный доступ к СМИ, а также выделены средства из республиканского бюджета для выступления с предвыборными программами.

Нынешнюю предвыборную агитацию характеризовали как конструктивный настрой и умеренная тональность выступлений, так и сдержанные и обобщенные по своему содержанию предвыборные обещания участников президентской гонки. Последнее было наглядно видно по рекламным плакатам кандидатов на главных улицах городов страны. Об этом же свидетельствует само освещение предвыборной агитации в СМИ и социальных сетях.

Мухит Асанбаев,

ведущий научный сотрудник

КИСИ при Президенте РК