Перейти к содержимому
Главная страница » Социальные сети и выборы

Социальные сети и выборы

Социальные сети уже не первую электоральную кампанию являются активным каналом коммуникаций и предвыборной агитации.

По данным социологических опросов, ведущая социальная сеть казахстанцев – это Instagram, его используют 66% опрошенных, на втором месте – Youtube с 38%. Причем граждане используют соцсети и видеохостинги не только и не столько для развлечения, а как источник информации. Алгоритм примерно такой: человек заходит в Instagram, видит интересную новость и, если хочет узнать подробности, детали, мнения экспертов, углубляется с помощью Youtube.

Еще один устойчивый тренд – все большее количество пользователей предпочитают получать информацию на казахском языке. Соответственно растет объем казахоязычного контента, в том числе и по актуальным вопросам политической повестки. У казахского сегмента соцсетей высокий уровень мобилизации, это заметно по успешным кампаниям против проката мультфильма или, например, против выступления ряда зарубежных комиков и артистов.

Относительно текущего электорального цикла я заметила, что для продвижения кандидатов стали чаще использовать таргет. Я практически каждый день видела короткие видеонарезки в Stories и в YoutubeAds.

Что касается других платформ, нельзя не отметить рост аудитории TikTok. Раньше было условное деление по возрастам, считалось, что в Facebook – в основном люди старшего поколения, эксперты, чиновники, и контент в целом серьезный, «много букв», в Instagram – условно от 25 до 35 лет, в TikTok – одни школьники. Сейчас ситуация изменилась. TikTok «повзрослел», причем за счет платежеспособной аудитории, которая выросла с 32 до 58%. О чем это говорит? Вчерашние тинейджеры сегодня уже самостоятельно зарабатывают, причем неплохо. Любопытно, что в этом аспекте – в уровне платежеспособности пользователей – TikTok обошел Telegram, куда ушла аудитория с доходом ниже среднего.

Какой можно сделать общий вывод? В подготовке к выборам в целом в электоральных процессах необходимо проводить анализ аудитории и каналов коммуникаций. С учетом того, что половина населения страны – это люди моложе 35 лет, социальные сети становятся главным «местом встречи» политических деятелей и граждан и основным инструментом политических коммуникаций.

Алия Мусабекова,

старший научный сотрудник

КИСИ при Президенте РК