Перейти к содержимому
Главная страница » Прогресс и обновление: повестка-2024

Прогресс и обновление: повестка-2024

Никто не знает, что нам готовит год 2024: мир перейдет в фазу электоральных каруселей в самых разных уголках, а непредсказуемости в международных делах меньше не будет. Тем не менее в новый год наша страна входит с большим оптимизмом, достаточным запасом накопленной прочности, конструктивной внешнеполитической повесткой и обновленной политической моделью.

В эти дни второй годовщины Қантара Президент Токаев дал большое программное интервью «Egemen Qazaqstan» (с переводом для «Казахстанской правды») с комплексной оценкой происходящего во внутренней и внешней политике, задающее тон всей политической системе государства.

Казахстанская модель. Политическая наука любит выявлять закономерности, классифицируя те или иные государства по различным параметрам в разные группы, как бы моделируя стандартные сценарии развития политических систем. Учебники истории учат нас о том, что политические системы, столкнувшиеся со стихийными протестами и попытками насильственного захвата власти, что мы пережили в январе 2022 года, склонны к «закручиванию гаек», стерилизации и консервации систем. Но кейс Казахстана демонстрирует обратное: ответом на Қантар стала демонстрация способности государства и общества к прогрессу. В этом заключается исключительность политической традиции Казахстана.

Институты. В 2023 году мы завершили основной комплекс политических реформ. Государство демонстрирует способность к трансформации и абсолютную приверженность укреплению институтов государственной власти. Так или иначе, сегодня мы имеем принципиально иной институт Президента, обновленные палаты Парламента с расширенными полномочиями, и обновленное Правительство. Изменения – достаточно длительный процесс, но тонкая перенастройка всей системы и курс на сильные институты – это важный шаг для защиты верховенства права, государства и его граждан. Государственное строительство – «игра в долгую», ибо, несмотря на то, что сейчас мы живем в понятный нам период, эти политические институты будут существовать и через 10, и через 100 лет – а значит, закладываемые фундаментальные принципы сегодня позволят нам обеспечить долгосрочную стабильность развития государства в эпоху глобальных перемен.

Общество. Конечный успех любого государства – это ежедневный кропотливый и усердный труд каждого его гражданина. Важное из интервью: мы оцениваем себя как прогрессивное общество, приверженное общенациональным ценностям, молодое по своей демографической структуре и в целом – мы уверенная в своем будущем нация. Опираясь на многовековую традицию своей государственности и опыт нациестроительства, мы продолжаем движение вперед, не позволяя себе откатов, консервации и застоя.

Внешняя политика. В 2024 году мы входим в важный период множественного председательства Казахстана сразу в нескольких ключевых международных организациях, от успеха синергии потенциалов которых будет зависеть многое в международных делах. На практике мы сохраняем приверженность нормам международного права, оставаясь одним из немногих государств в мире сегодня, где возможен диалог и сохраняется пространство для многосторонней дипломатии. Несколько десятилетий назад подобное обстоятельство позволило Женеве стать столицей мировой дипломатии, став площадкой для большинства международных организаций и штаб-квартирой Отделения ООН. Что это принесет Астане в нынешних условиях – остается лишь наблюдать. В любом случае, наша внешняя политика демонстрирует удивительный запас прочности, а новые возможности, возникающие в мире перемен, создают дополнительное пространство для активности казахской дипломатии. И это очень важный стратегический актив Казахстана, который мы используем для реализации собственных задач странового развития.

Вне зависимости от того, что 2024 несет миру и Казахстану, устойчивость государства и общества, способность создавать новые возможности для развития и принципиальная приверженность прогрессу и обновлению – все это является важными факторами для оптимизма.

Мирас Жиенбаев,  

ведущий эксперт Отдела европейских 

и американских исследований КИСИ

при Президенте РК